Бензины автомобильные               

Бензины авиационные 

Бензины автомобильные

      Настоящий стандарт распространяется на бензины [На территории Российской Федерации требования настоящего стандарта распространяются только на бензин марки А-76 неэтилированный], применяемые в качестве топлива для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения   

  

Информационные данные

       Утвержден Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР

Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.77 № 2344

Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 10 от 04.10.96) 

Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС № 2226 

За принятие проголосовали:

Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская Республика Азгосстандарт
Республика Армения Армгосстандарт
Республика Беларусь Госстандарт Беларуси
Грузия Грузстандарт
Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Киргизская Республика Киргизстандарт
Республика Молдова Молдовастандарт
Российская Федерация Госстандарт России
Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
Республика Узбекистан Узгосстандарт
Украина Госстандарт Украины


Изменение №6 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 20 от 01.11.2001) 
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 3968 
За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
Республика Армения Армгосстандарт
Республика Беларусь Госстандарт Беларуси
Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Кыргызская Республика Кыргызстандарт
Республика Молдова Молдовастандарт
Российская Федерация Госстандарт России
Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
Туркменистан Главгосслужба "Туркменистандартлары"
Республика Узбекистан Узгосстандарт
Украина Госстандарт Украины

 

Ссылочные нормативно-технические документы

  1. Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 511-82 2.2 ГОСТ 6321-92 2.2
    ГОСТ 1510-84 5.1 ГОСТ 8226-82 2.2
    ГОСТ 1567-97 2.2 ГОСТ 8489-85 2.2
    ГОСТ 1756-2000 2.2 ГОСТ 11362-96 2.2
    ГОСТ 2177-99 2.2 ГОСТ 13210-72 4.5
    ГОСТ 2517-85 3.2, 4.1 ГОСТ 17323-71 2.2
    ГОСТ 3900-85 2.2 ГОСТ 18300-87 4.3
    ГОСТ 4039-88 2.2 ГОСТ 19121-73 2.2
    ГОСТ 5985-79 2.2, 4.3 ГОСТ 28781-90 2.2
    ГОСТ 6307-75 2.2 ГОСТ 28828-90 2.2
  2. Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5,6 утвержденными в марте 1981 г., апреле 1983 г., октябре 1984 г., июне 1990 г., феврале 1997 г., январе 2002г. (ИУС 6-81, 7-83, 1-85, 10-90, 5-97, 5-2002), Поправками (ИУС 4-2000, 1-2001, 5-2002)

ГОСТ 2084-77 

К оглавлению

 
 
Марки

       В зависимости от октанового числа устанавливаются следующие марки автомобильных бензинов: 

А-72 - с октановым числом по моторному методу не менее 72; 
А-76 - с октановым числом по моторному методу не менее 76; 
АИ-91 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 91; 
АИ-93 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93; 
АИ-95 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95. 
Автомобильные бензины подразделяют на виды: 
летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов; 
зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и остальных районах с 1 октября до 1 апреля. 

К оглавлению

 
 
Технические требования
     Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. 

По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в табл.1. 

В автомобильный бензин, содержащий продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, для обеспечения нормы по показателю "индукционный период" при изготовлении допускается добавлять антиокислитель в следующем процентном отношении к указанным выше продуктам вторичных процессов: не более 0,10 % антиокислителя ФЧ-16 или ионола, или не более 0,15 % антиокислителя Агидол-12. 

Таблица 1
Наименование показателя Значение для марки Метод испытания
А-72 А-76 АИ-91 АИ-93 АИ-95
неэтилиро
-ванный
неэтилиро
-ванный
этилиро
-ванный
неэтилиро
-ванный
неэтилиро
-ванный
неэтилиро
-ванный
ОКП 02 5112 0401 ОКП 02 5112 0501 ОКП 02 5112 0502 ОКП 02 5112 0900 ОКП 02 5112 0601 ОКП 02 5112 0300
1. Детонационная стойкость: октановое число, не менее;              
по моторному методу 72 76 76 82,5 85 85 По ГОСТ 511
по исследовательскому методу Не нормируется 91 93 95 По ГОСТ 8226
2. Массовая концентрация свинца, г, на 1 дм3бензина, не более 0,013 0,013 0,17 0,013 0,013 0,013 По ГОСТ 28828 с дополнением по п. 4.5 настоящего стандарта
3. Фракционный состав:             По ГОСТ 2177
температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:              
летнего 35 35 35 35 35 30  
зимнего Не нормируется  
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:              
летнего 70 70 70 70 70 75  
зимнего 55 55 55 55 55 55  
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:              
летнего 115 115 115 115 115 120  
зимнего 100 100 100 100 100 105  
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:              
летнего 180 180 180 180 180 180  
зимнего 160 160 160 160 160 160  
конец кипения бензина, °С, не выше:              
летнего 195 195 195 205 205 205  
зимнего 185 185 185 195 195 195  
остаток в колбе, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5  
остаток и потери, %, не более 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0  
4. Давление насыщенных паров бензина, кПа (мм рт. ст.), не более:             По ГОСТ 1756 (арбитражный метод) или ГОСТ 28781
летнего 66,7
(500)
66,7
(500)
66,7
(500)
66,7
(500)
66,7
(500)
66,7
(500)
 
зимнего 66,7-93,3
(500-700)
66,7-93,3
(500-700)
66,7-93,3
(500-700)
66,7-93,3
(500-700)
66,7-93,3
(500-700)
66,7-93,3
(500-700)
 
5. Кислотность, мг КОН на 100 см3 бензина, не более 3,0 1,0 3,0 3,0 0,8 2,0 По ГОСТ 5985 с дополнением по п. 4.3 настоящего стандарта или по ГОСТ 11362
6. Концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более:             По ГОСТ 1567
на месте производства 5,0  
на месте потребления 10,0  
7. Индукционный период бензина на месте производства, мин, не менее 600 1200 900 900 1200 900 По ГОСТ 4039
8. Массовая доля серы, %, не более 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 По ГОСТ 19121
9. Испытание на медной пластине Выдерживает По ГОСТ 6321
10. Водорастворимые кислоты и щелочи Отсутствие По ГОСТ 6307
11. Механические примеси и вода " По п. 4.4 настоящего стандарта
12. Цвет - - Желтый - - - Визуально
13. Плотность при 20 °С, кг/м3 Не нормируется. Определение обязательно По ГОСТ 3900
14. (Исключен,Изм. № 5).    

        Примечания: 
1. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные бензины. 
2. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 
10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 
50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С. 
3. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускается температура конца кипения бензина летнего вида - не выше 205 °С; бензина зимнего вида - не выше 195 °С. 
4. Автомобильные этилированные бензины, предназначенные для экспорта, изготовляют без добавления красителя. Допускается бледно-желтая окраска. Концентрация свинца в них не должна превышать 0,15 г/дм3. Массовая доля меркаптановой серы по ГОСТ 17323 - не более 0,001 %. 
5. По согласованию с конкретными потребителями допускается выработка отдельных партий бензина с индукционным периодом не менее 450 мин. 
6. Для длительного хранения в Госрезерве предназначен бензин только летнего вида марки А-76 во все времена года с обязательным определением в нем заводом-изготовителем индукционного периода. 
(Измененная редакция, Изм. № 3,4,5, Поправка ИУС 1-2001)
        Этилированный бензин должен быть окрашен. Цвет каждой марки бензина, наименование и количество красителя, добавляемого в бензин, должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.
Таблица 2
Марка бензина Цвет Наименование красителя Масса красителя, мг на 1 кг бензина
А-76 Желтый Жирорастворимый желтый К 6 + 0,1

        Примечание. Для бензинов марки А-76 допускается использовать краситель жирорастворимый желтый "Ж" в концентрации (4 + 0,1) мг на 1 кг бензина. 

К оглавлению 

 

 

Общие технические условия

 

Общие технические условия

Общие технические условия

Общие технические условия

Общие технические условия

Общие технические условия

Общие технические условия

Общие технические условия

Детонационная стойкость:

октановое число по исследовательскому методу, не менее

80

91

95

98

по ГОСТ 8226

октановое число по моторному методу, не менее

76

-

-

-

по ГОСТ 511

Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина:

неэтилированного

0,013

0,013

0,013

0,013

по ГОСТ 28828

этилированного

0,17

-

-

-

 

Давление насыщенных паров, кПа

35-100

35-100

35-100

35-100

по ГОСТ 1756

Фракционный состав:

90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше

190

190

190

190

 

конец кипения бензина, °С, не выше

215

215

215

215

 

остаток в колбе, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

 

Массовая доля серы, %, не более

0,1

0,05

0,05

0,05

по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442

Объемная доля бензола, %, не более

5

5

5

5

по ГОСТ 29040

 К оглавлению

 

 

Правила приемки

        Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество бензина, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве.

Объем выборок - по ГОСТ 2517. 
Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и по требованию потребителя. 
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приеме-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

      При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания новой пробы из той же выборки. 

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

К оглавлению 

 

 
Методы испытания

       Пробы автомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517. Объединенная проба - 2 дм3 бензина каждой марки. Пробы автомобильных бензинов на случай разногласий отбирают в тару из темного стекла. 

Кислотность определяют по ГОСТ 5985 со следующими дополнениями: для анализа применяют ректификованный технический спирт по ГОСТ 18300. Спирт кипятят в колбе с обратным холодильником, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании бензина индикатор больше не добавляют. 

       Бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

Допускается определять концентрацию свинца в этилированных бензинах по ГОСТ 13210. 

К оглавлению

 
 
Упаковка и хранение

      Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: в документе, удостоверяющем качество бензина, после наименования марки указывают вид (летний или зимний).

К оглавлению

 
 
Гарантии изготовителя

      Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 

Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок устанавливается 5 лет со дня изготовления бензина. 
Допускается в пределах гарантийного срока хранения (при хранении на нефтебазах, складах и автоколонках) повышение температуры, при которой перегоняются 10 % бензина, - на 1 °С, температуры промежуточных точек перегонки - на 2 °С, а конца кипения - на 3 °С и увеличение остатка в колбе на 0,3 %.

К оглавлению.

 

 

Бензины авиационные

       Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя. 
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. 
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации. 
Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.

 

 Информационные данные

  1.       Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
  2. Утвержден в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19 
    Изменение №12 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол №17 от 22.06.2000) 
    За принятие изменения проголосовали: 
  1. Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
    Азербайджанская Республика Азгосстандарт
    Республика Армения Армгосстандарт
    Республика Беларусь Госстандарт Республики Беларусь
    Кыргызская Республика Кыргызстандарт
    Республика Молдова Молдовастандарт
    Российская Федерация Госстандарт России
    Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
    Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
    Республика Узбекистан Узгосстандарт
    Украина Госстандарт Украины
    Казахстан Госстандарт Республики Казахстан

   Ссылочные нормативно-технические документы

  1. Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 433-73 2.7.1 ГОСТ 6667-75 1.2
    ГОСТ 511-82 1.2 ГОСТ 6994-74 1.2
    ГОСТ 1381-73 2.7.1 ГОСТ 7423-55 1.2
    ГОСТ 1510-84 3.1 ГОСТ 8489-85 1.2
    ГОСТ 1567-97 1.2; 2.5 ГОСТ 8505-80 2.7.1
    ГОСТ 1756-2000 1.2 ГОСТ 10652-73 2.7.1
    ГОСТ 1770-74 2.7.1 ГОСТ 11362-96 1.2
    ГОСТ 2070-82 1.2 ГОСТ 13210-72 1.2
    ГОСТ 2177-99 1.2 ГОСТ 14261-77 2.7.1
    ГОСТ 2517-85 16.2 ГОСТ 14710-78 1.3
    ГОСТ 3118-77 2.7.1 ГОСТ 18481-81 2.7.1
    ГОСТ 3338-68 1.2 ГОСТ 19121-73 1.2
    ГОСТ 3900-85 1.2 ГОСТ 20924-75 1.4
    ГОСТ 4236-77 2.7.1 ГОСТ 21261-91 1.2
    ГОСТ 5066-91 1.2 ГОСТ 24104-2001 2.7.1
    ГОСТ 5985-79 1.2 ГОСТ 25336-82 2.7.1
    ГОСТ 6307-75 1.2 ГОСТ 28498-90 2.7.1
    ГОСТ 6321-92 1.2 ГОСТ 28781-90 1.2
        ГОСТ 28782-90 1.2; 2.4
    ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 1.2 ГОСТ 12.4.103-83 1а.5
    ГОСТ Р 51947-2002 1.2 ГОСТ 12.4.111-82 1а.5
    ГОСТ Р 51859-2002 1.2 ГОСТ 12.4.112-82 1а.5
    ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) 1.2 ГОСТ 12.1.018-93 1а.6
    ГОСТ 12.4.011-89 1а.5    

К оглавлению

 
 
 Марки

      Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок: 
авиационный бензин Б-95/130, 
авиационный бензин Б-91/115.

По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1

Таблица 1

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Б 95/130 Б 91/115
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более 3,1 2,5 По ГОСТ 13210 или по ГОСТ 28782-90 и по п. 2.4 или п. 2.7 настоящего стандарта
2. Детонационная стойкость:      
октановое число по моторному методу, не менее 95 91 По Р 52946 или ГОСТ 511
сортность на богатой смеси, не менее 130 115 По ГОСТ 3338
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее 42947.103 (10250) По ГОСТ 21261
4. Фракционный состав: потери от разгонки, % не более 1,5 По Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177
температура начала перегонки, °С, не ниже 40  
10 % перегоняется при температуре, °С, не выше 82  
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 105  
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше 145  
97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше 180  
остаток, %, не более 1,5  
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.), не менее 33325(250) 29326(220) По ГОСТ 1756 или по ГОСТ 28781
не более 45422(340) 47988(360)  
6. Кислотность в мг/КОН на 100 см 3 бензина, не более 0,3 По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше -60 По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина)
8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более 6,0 2,0 По ГОСТ 2070
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 По ГОСТ 6994
10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см 3 бензина, не более 3 3 По ГОСТ 1567 и п. 2.5 настоящего стандарта
11. Массовая доля серы, %, не более 0,03 По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121
12. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
14. Содержание механических примесей и воды # По п. 2.6
15. Прозрачность Прозрачный По п. 2.6
16. Цвет Зеленый Зеленый По п. 2.6
17. Массовая доля параоксидифениламина, % 0,002-0,005 По ГОСТ 7423
18. Период стабильности, ч, не менее 12 По ГОСТ 6667
19. Плотность при 20 °С, кг/м 3 Определение обязательно По ГОСТ 3900

        Примечания: 
        1. (Исключено, Изм. № 6). 
        2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются: 
        а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина. 
        б) содержание фактических смол не более 3 мг на 100 см 3 бензина. (Измененная редакция, Изм. № 13). 
        3. (Исключено, Изм. № 8). 
        4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004         %. 
        5. (Исключено, Изм. № 13). 
        6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 %             на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч. 
        7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта. 
        8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103 (10300) Дж/кг (ккал/кг). 
        9. (Исключено, Изм. № 7). 
        10. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч". 
        11. Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно. 
        12. (Исключено, Изм. № 13). 
               К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710 и 10 % пиробензола. 
        К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %. 
        (Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6).

        Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в табл. 2.

Таблица 2
Марка бензинов Цвет Наименование красителей Масса красителя, мг на 1 кг бензина
Б-95/130 Зеленый Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый 6 + 0,1
Б-91/115 Зеленый Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый 6 + 0,1

        Примечание. 
        1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924. 
        2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком. 
        (Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8).

К оглавлению

 
 
Требования безопасности

    Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6 %, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м 3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).

Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); 
температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.

В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.

      При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. 
При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. 
При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.

       Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека. 
При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. 
Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы. 
Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.

      Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.018.

К оглавлению

 
 
Правила приемки

     Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого паспортом. 
Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать наименование и марку пролукции, сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 u/ № 118 и настоящим стандартом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату проб, номер резервуара (номер партии) , из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью. 
     При реализации продукции продавец по требованию потребителя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие: 
 - наименование продукции и ее целевое назначение; 
 - информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; 
 - наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; 
 - номер партии продукции, поставленной для реализации; 
 - массу нетто продукции в таре; 
 - сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об их отсутствии; 
 - знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; 
 - сведения о сертификате соответствия; 
 - свдения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. 
(Измененная редакция, Изм. № 7,13).

Объем выборок - по ГОСТ 2517.

    При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки. 
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 

К оглавлению

 
 
Методы испытания
     Отбор проб - по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы 10 дм 3
(Измененная редакция, Изм. № 8).

Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц. 
(Измененная редакция, Изм. № 4).

     При разногласиях в оценке качества бензина показатель "кислотность" определяют по ГОСТ 5985. 
(Введен дополнительно, Изм. № 5).

Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28782, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1) в г на 1 кг бензина по формуле

С1= С · 1,561 · 1000
Р

где 
        С - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28782, г/дм 3
        р - плотность бензина, кг/м 3
        1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец. 
        (Измененная редакция, Изм. № 8, 10).

        Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально. 
        Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. 

        Определениесодержания свинца и тетраэтилсвинца 
        Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм 3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг. 
        Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной               кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.

        Аппаратура, реактивы, материалы 
        Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104-2001. 
        Ареометры для нефти по ГОСТ 18481. 
        Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по ГОСТ 28498. 
        Цилиндры по ГОСТ 1770, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см 3
        Колбы по ГОСТ 1770, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см 3
        Колбы по ГОСТ 25336, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см 3 ТС. 
        Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см 3 по НТД. 
        Пипетки по НТД, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью. 5, 10, 25 см 3
        Холодильник прямой воздушный. 
        Дефлегматор 250-19/26-29/32. 
        Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2. 
        Электроплитка с закрытой спиралью. 
        Палочка стеклянная. 
        Склянка из темного стекла. 
        Йод, ч.д.а. 
        Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТ 10652, раствор концентрации 0,01 моль/дм 3
        Свинец II азотно-кислый, х.ч., по ГОСТ 4236 или по НТД или ос.ч. по НТД. 
        Индикатор ксиленоловый оранжевый. 
        Уротропин технический по ГОСТ 1381 или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического. 
        Кислота соляная, х.ч., по ГОСТ 3118 или ос.ч. по ГОСТ 14261, раствор 0,1 моль/дм 3
        Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или Сз = 80/120, С^ = 80/120 по ГОСТ 443. 
        Вода дистиллированная рН 5,4-6,6. 
        Допускается применять реактивы квалификации не ниже указанной в методе.

        Подготовка к испытанию

        Приготовление насыщенного раствора йода 
        В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100 см 3 бензина и добавляют (6,0+0,5) г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в           темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.

        Приготовление раствора уротропина
        Навеску уротропина массой (50,0+0,5) г растворяют в 70-80 см 3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см 3 и доводят объем до метки. 
        (Измененная редакция, Изм. № 11).

        Приготовление 0,01 моль/дм 3 раствора азотнокиcлого свинца 
        В мерную колбу вместимостью 1000 см 3 помещают (3,3+0,1) г азотно-кислого свинца, добавляют 500 см 3 дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.

        Приготовление   0,01 моль/дм 3  раствора ди -Na-ЭДТА 
        Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7+0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 см 3 в 400-500 см 3 дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.

        Приготовление индикатора 
        Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (91,0+0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотно-кислого калия массой (100,0+0,5) г до получения однородного цвета смеси и                         переносят в склянку из темного стекла.

        Приготовление 0,1 моль/дм 3 рacтвopа соляной кислоты
        8 см 3 концентрированной соляной кислоты растворяют в -500 см 3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000 см 3 и доводят объем до метки.

        Установление фактора (f) раствора  ди-Na-ЭДTA 
        К 20 см 3 0,01 моль/дм 3 раствора азотно-кислого свинца добавляют 5 см 3 0,1 моль/дм 3 раствора соляной кислоты, 2 см 3 раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой                     окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТАдо перехода окраски в устойчивый желтый цвет. 
        Фактор раствора вычисляют по формуле

f = 20
V

где 

        20 - объем раствора 0,01 моль/дм 3 азотно-кислого свинца, см 3
        V- объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см 3
        Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V. 
        При температуре (20+0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900.

             Проведение испытания 
        В коническую колбу вместимостью 250 см 3 помещают 100 см 3 дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90 °С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см 3 испытуемого бензина и 10 см 3 раствора                 йода. 
        Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская                 бурного кипения, постоянно перемешивая. 
            После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать         на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода. 
        В колбу с содержимым добавляют 5 см 3 0,1 моль/дм 3 раствора соляной кислоты, 2 см 3 раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором             ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет. 
        Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.

            Обработка результатов 
        Концентрацию свинца, г/дм 3, вычисляют по формуле

C = (V1-V2)·2,072·f
V
где 
        V1 - объем 0,01 моль/дм 3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см 3
        V2 - объем 0,01 моль/дм 3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см 3
        V - объем испытуемой пробы бензина, см 3
        2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см 3 0,01 моль/дм 3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг; 
        f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА. 
        За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений. 
        Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле
X =   C·1,561  
p
где 
        С - концентрация свинца в бензине, г/дм 3
        р - плотность бензина при 20 °С, г/см 3
        1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

        2.7.5 Точность метода 
        Сходимость 
        Два результата определения, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм 3 (свинца). 
        Воспроизводимость 
        Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм 3 (свинца). 
        2.7-2.7.5. (Введены дополнительно, Изм. № 10). 
        2.8 В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества авиационного бензина устанавливается метод, указанный в таблице первым. 

К оглавлению

 
 
Упаковка и хранение

      Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510.

К оглавлению.